«ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ
ГЛАСИТ: МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ ТЫ И Я!»
Сегодня мы
обсудим вопрос понимания своего окружения, тех людей, с которыми мы
взаимодействуем. В человеческом общении самое важное, чтобы люди понимали друг
друга. Что же такое понимание другого
человека? Понимание – это принятие человека таковым, каким он на самом
деле является. Не путайте с
отношениями к действиям
человека. Достаточно просто усвоить
простую истину – другой, значит,
отличный от меня. Каждая личность уникальна, вам может, не нравится поведение или привычки индивида,
но они имеют право на существование, так что,
придется с этим мирится.
Познав эту истину, вы сделаете огромный шаг на пути к
пониманию людей.
Все мы уникальны
и при рождении получаем
определенный набор персональных качеств. Вопрос только в том, как мы реализуем этот набор.
И реализуем ли вообще. Ведь мы можем
просто не осознавать, того чем обладаем.
Есть очень хорошее
выражение: « Со своим уставом в чужой
огород не ходят!» Поймите и
запомните раз и навсегда: НИКОГДА не
навязывайте свои правила и установки другим людям! ВЫ должны понять куда
попали и присоединиться к тем правилам, которые существуют в данном сообществе.
Ведь мы думаем о людях так, какие мы сами. И хотим, чтобы люди поступали так,
как мы сами поступаем.
Но,
увы – это утопия!
Все мы разные и
поступаем по-разному. И у каждого своя правда. Если, например, вы про себя
знаете, что никогда не поступаете плохо.
То это совсем не значит, что и другие окружающее вас, должны так
поступать. Для каждого плохо или хорошо
своё. Если один считает это хорошим, то для другого – это может быть вообще не приемлемым. И он будет поступать совершенно наоборот, не
так, как вы от него ждете. А уж нравится вам его поступок или нет – это уже
другой вопрос. Одно ясно, что его
поступок, если он не соответствует вашему видению данного вопроса, то это
приведёт вас к раздражению, и это ещё мягко сказано. И это одно
из правил в понимании другого человека. Но не смотря даже на
принятие его, как личности, мы общаясь, всё же,
очень часто абсолютно не
понимаем друг друга.
И вот как это
происходит. Пример диалога, беседы двух
людей:
- Я тебя
совсем не понимаю!
- Ты
слышишь, о чем я тебе говорю? Ты послушай, это вот
как надо делать….
- Да, я
вижу, что ты мне говоришь. Я вижу, как это надо делать.
Поняли? В чём
здесь не соответствие? Почему эти двое никогда не поймут друг друга?
И вот в чём дело? Дело в нашей с вами психике. Есть такое
понятие, как тип восприятия информации. Вот вы, например, знаете к какому типу относитесь?
Кто Вы: визуал,
аудиал, кинестет, дигитал?
Зная свой тип и
поняв к какому типу относится ваш собеседник, можно увеличить качество и
скорость вашего общения и это
позволит донести другому человеку свои мысли с большей точностью.
Как же определить
типы восприятия информации и как эти
знания использовать в общении?
Вот вам пример:
К одному мудрому
учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным
к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось
научить своего сына счёту. Сколько они не старались складывать палочки,
яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться
складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом
попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать.
Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик
сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок,
потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И
вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один
день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители
сидели, раскрыв рты.
Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал,
что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять. Не
просто услышал, а воспринял наиболее
понятным ему способом.
Человек
воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой,
тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация
перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она
на основе одной из систем. Одна из систем чаще всего является пусковой,
ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком
для других процессов: памяти, представления, воображения.
Выделяют основные
четыре типа сенсорных систем:
ВИЗУАЛЬНАЯ.
СЛУХОВАЯ. КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ И ДИГИТАЛЬНАЯ
Визуальная
(ВИЗУАЛ). Когда доминирующим является зрительная система обработки
информации: формы, расположения, цвета.
Слуховая (АУДИАЛ),
Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки,
мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота звука.
Кинестетическая
(КИНЕСТЕТИК). Доминирующей
является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур,
температуры.
Дигитальная
(ДИГИТАЛ). Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Например, вам
говорят «Представьте мягкую шерсть кошки».
Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить
кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание,
мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестетик сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом
визуальный образ. Дигиталу
нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки
и шерсти.
Как же определить
типы восприятия информации? Кто из нас аудиал, кто визуал, кто кинестет, а кто дигитал?
Это можно понять в
ходе мыслительной деятельности, что человек
использует чаще всего? Если яркие
картинками и образы (визуал),
ощущения (кинестетик), звуки и
интонации (аудиал), или
внутреннюю речь, логические связи, смыслы (дигитал). Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного
типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в
спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей
ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию и понимать
собеседника. Чаще всего
присутствует визуально-кинестетический тип. Особенно он характерен для
мужчин.
Вот вам несколько слов и словосочетаний. . После
прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого
элемента началось представления? А что возникло позже?
Мягкий на ощупь
бархат
Музыкант играющий на
скрипке
Художник, рисующий
картину
Лекарство
Диван
Взлетающий самолет
Если первое, с чего
началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а
только потом представились картинки, то Вы аудиал.
Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас
быстро пошли телесные ощущения —
кинестетик, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно
представилось — дигитал.
Понаблюдайте, какой тип у Вас развит больше всего? Что
Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что
Вам легче запомнить?
А как определить других людей?
Люди каждого типа
восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей
системы.
Визуал
Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными
действиями:
Я вижу
Я не видел
Я заметил
Это было красочно
Это выглядит
Фокус
Контраст
Перспектива
Видите ли
Основа — это
визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое,
поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с
большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально
усваивают всю наглядную информацию. Поэтому они хорошо ориентируются в
пространстве. Если такой человек попадёт в незнакомую местность, он сразу запоминает её картинкой с
деталями и второй раз уже никогда не заблудится. Объясняя такому человеку, как куда добраться
– ему лучше нарисовать путь. «Встречают
по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к
визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают
внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица,
как двигается. В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный
контакт, открытые позы необычайно важны
именно для визуала. При этом они не
любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии, чтобы видеть образ
целиком. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне
считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им
кажется, что по одному только взгляду
они знают мысли другого человека. Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут
представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать
о них часами.
Аудиал
Чаще пользуются фразами со
слуховыми словосочетаниями:
Я слышу
Не могу понять
Что говоришь
Не услышал
Мне послышалось
Рада тебя слышать
Я недавно услышал
Мне послышалось
Звучит заманчиво
Использует слуховой канал восприятия,
как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции,
музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы,
часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При
сосредоточении необходима тишина. Разговор с аудиалом бывает часто очень
приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с
грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с
аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не
выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно
нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Они прекрасные рассказчики и прекрасные собеседники, которые по интонации и
манере речи могут понять с полуслова.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или
нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства
произведут впечатление на человека этого типа восприятия.
Кинестетик
Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их
эмоциональные и телесные отклики:
Это противно
Это так приятно
Мурашки по коже
Такое приятно тепло
Это было сильнейшее
переживание.
Их невербальные
знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции
человека. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее
впечатление на человека этого типа восприятия. Ему важно телесное
соприкосновение. Кинестетам
необходимо все пощупать,
потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый
предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся.
И не любят бездействие. Именно для кинестетов
поговорка «Движение — это жизнь»
имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко
отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься
рутинной работой. Он получает информацию через действия, движения. Хорошо
запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию
воспринимает там, где своими руками проверяет полученную
информацию на практике. Кинестеты особенно чувствительны к пространственной
обстановке и дистанциям между собеседниками.
Близких людей допускают в личную
зону, а людей малознакомых держат на
расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является
оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше
всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами,
общей деятельностью. Если ему приходится что-то запоминать, то лучше это написать
или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства
произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к
близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно
телесное соприкосновение.
Дигиталы обращают
внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не
характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто
дигиталы спрашивают:
Какой же в этом смысл
Не пойму, как это
связано
Хотелось бы привести
все в систему
Надо это как-то
упорядочить.
Эти люди прекрасно обучаются
наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике,
механике, технологии. И они часто
работают в области где требуется
статическая обработка информации
и программирование. Главное для дигитала — понять логику и связи, и
упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными
связями. Они малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях.
Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора.
Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре
переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и
фактами. Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно
воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой.
В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и
спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего
пространства.
Каждый из типов имеет свои особенности,
которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые процессы, на взаимодействие с другими людьми.
И если вы научитесь
разбираться в этом, то поможет вам организовать свой собственный
процесс общения с максимальной пользой.
А понимание своей ведущей системы позволит Вам более качественно усваивать любую
информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до
него.
Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить
внимание.
P.S. В дальнейшем, мы с вами пройдём тесты и
выполним задания, которые чётко определят ваш тип восприятия информации,
поэтому следите и читайте наш блог.
Вот, вы знаете всё таки психология сильная вещь! И действительно вопрос о типах восприятия информации играет большую роль, по себе знаю! Я визуал на все 100%. Если мне надо найти новое место, я по карте найду безошибочно, даже если мне просто нарисуют линиями на листе. И в следующий раз уже не буду бродить, как Иван Сусанин))). А вот если будут рассказывать, пойди туда, сверни сюда... заблужусь точно! Да и в остальном мне надо все видеть. На слух вообще ничего не запоминаю! И правда, когда мне говорят, слышу ли я, что мне объясняют. Слышать то я слышу, не глухой, а вот понимаю не всегда, запомнить вообще ничего не могу. Точно говорят: " В одно ухо влетело, в другое вылетело!" Это про меня)))
ОтветитьУдалить